суббота, 26 апреля 2014 г.

Наш класс как малая группа

Малая социальная группа — немногочисленная группа людей , которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.
Отличительные признаки малой группы:
  • Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов.
  • Наличие постоянной цели совместной деятельности.
  • Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы.
  • Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
  • Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
  • Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Межличностные отношения в группе:
В классе можно выделить несколько видов межличностных отношений:
Официальные (в школе существуют определённые правила и устав, которые следует соблюдать)
Неофициальные (личные отношения "реальных" групп)

Деловые (отношения между учеником и учителем)
Личные (проявление симпатии антипатии к одноклассникам) 
 Рациональные и эмоциональные отношения чаще проявляют себя в "реальных" группах.

Межличностная совместимость:
Межличностная совместимость  -  взаимное принятие партнеров по общению и деятельности, основанное на оптимальном сочетании - сходстве или взаимодополняемости - ценностных ориентации , социальных установок , интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов и других индивидуально-психологических характеристик.

Схожие интересы, взгляды на жизнь, мнение по поводу той или иной проблемы обеспечивает рост совместимости между одноклассниками. 
Если говорить о профессиональной совместимости. то её также можно отнести к классу. Так как, при выполнении общей работы мы вступает в межличностные отношения между одноклассниками. 
Однако, совместимость не бывает абсолютной. Все люди разные и не всегда подходят друг другу по характеру и интересам. В классе происходит разделения на группы, в которой человек чувствует себя комфортно.

Групповая сплоченность:
Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются:
 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 
2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность.
3) степень удовлетворения различных потребностей индивида в группе — чем больше нужд удовлетворяется в группе, тем выше мотивация участвовать в ней.

Симпатия помогает в совместной работе, делая её более продуктивной.
Я редко замечаю за своими одноклассниками высказывания  по поводу неудовлетворённости пребывания в нашей группе, поэтому можно сделать вывод, что ученики довольны той группой в которую они относятся. 

Конформность:
Конформность -  изменение в поведении и установках людей, направленное на содействие действиям и поведению других.  Существует внешняя и внутренняя конформность.
Внешняя конформность связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться ее членом, то есть лишь внешнее согласие с группой, при котором не затрагивается внутренняя позиция человека. Внешнюю конформность отождествляют с уступчивостью в следовании требованиям группы при внутреннем неприятии их. Внутренняя конформность связана с реальным одобрением, согласием человека с мнением группы, ее требованиями.

В нашем классе больше проявляется внешняя комфортность в решении организационных вопросов. Распределение учеников на дежурство или ряд поручений. Не зависимо от мнения тот человек, которого выбрали должен выполнять свои обязанности.

По способу организации и регулирования взаимодействия  наш класс является формальной группой. 
Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства. Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри компании, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. 

Наш класс подходит под все эти критерии. Несмотря на то, что существует симпатия по отношению к тем или другим людям, некоторых сплочают общие интересы и взгляды на жизнь. Это относится к неформальным группам, но назвать наш класс таковой нельзя. У нас есть классный руководитель, который  усердно наблюдает за тем, как проходит наш учебный процесс. Далее, возьмём опять же пример с дежурством, у каждого ученика существует свой пост на котором он должен находиться каждую перемену, это и является закреплёнными функциями и задачами. Также класс не был создан по нашей собственной воле, распределение на классы, конечно, зависело и от нашего выбора, но руководствовались мы лишь тем, что хотим делать упор на те или иные предметы, выбрать определённый профиль, не размышляя над тем какими будут наши будущие одноклассники. 

По моему мнению наш класс находится на, так сказать, "перевалочном пункте" между "Мягкой глиной" и "Мерцающим Маяком". Мы можем сплотиться для общей цели, если это является действительно важным и значимым для каждого из участников. Однако, если говорить о каких-либо второстепенных делах, то некоторые люди не имеют желания или возможности участвовать в них. "В руках хорошего мастера материал превращается в искусный сосуд" В группе есть на кого опереться и кто сможет предложить помощь. Присутствует дружба, товарищество, но коллектив не настолько сплочён, что бы выбивать верный путь для каждого. Не каждый заботится о твоей судьбе и наш класс, по сути состоит из маленьких групп, объединённых общими интересами и симпатией, но все эти группы способный соединиться в одно целое, если потребуется.

1 комментарий:

  1. Евгения, ВЫ молодец! Очень добросовестно отнеслись к домашнему заданию. Понравилась Ваша попытка (пусть и не совсем уверенная) не просто отобрать те или иные характеристики малых групп, которые применимы к Вашему классу, но и проанализировать их с точки зрения реальной ситуации.

    Ну, и картинки Ваши нравятся бесконечно.

    ОтветитьУдалить