пятница, 14 ноября 2014 г.

Социальные институты

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.





Виды социальных институтов

Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

Функции социальных институтов

Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:

1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;
2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;
3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;
4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

К признакам социального института относятся:
  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.
Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Социальная инфраструктура
Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда входят: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммуналь­ного хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошколь­ного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пас­сажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказываю­щих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нота­риальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную ин­фраструктуру, их доступность населению - важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфра­структуры рассматривает три функционально-целевых блока:

  • Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образова­ние, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, обществен­ных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);
  • Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружаю­щей среды);
  • Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслу­живанию населения).
  • Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий